Пожалуйста, прокрутите
Повседневные супергерои
Для синестетов мир ярче и насыщеннее, чем для других людей.
Некоторые люди рождаются с необычной суперсилой: они видят мир более насыщенным, чем все остальные. Синестезия – научное название явления, позволяющего видеть звуки, словно цвета.
Когда Аня Хуви скучает по морю и мореплавателям, хочет увидеть голубые просторы и ощутить запах свежей рыбы, куда она отправляется? Конечно, в Нью-Йорк! "В моем восприятии Нью-Йорк – это свежая рыба. Блестящая серебристая чешуя. Она пахнет солёной водой, утренним солнцем, ветром, старой мостовой и хрустом льда. Консистенцией он напоминает свежие устрицы: нежный аромат только что приготовленных суши, лапши с омаром и крабами".
Возможно, на вас Нью-Йорк произвел другое впечатление? Это потому что вы, в отличие от Ани, не синестет. Эта энергичная девушка родилась в Гамбурге. Она, как и 4% населения планеты, видит мир в более ярких и насыщенных красках, чем все остальные. Это своего рода врожденная суперсила. В мозгу синестета стимуляция органа чувств влечёт за собой непроизвольную стимуляцию другого органа, который обычно работает отдельно. Благодаря этому явлению под названием "гиперсвязанность" синестеты воспринимают звуки как цвета, продукты – как геометрические формы, и даже места, где им доводится бывать, ассоциируются с определенным вкусом. Например Нью-Йорк – это свежая рыба.
Но Ане незачем ехать в Нью-Йорк за ощущениями: вся ее жизнь – одно большое сенсорное приключение. "Вторник, пятерка и слово "секрет" – красного цвета, – объясняет она. – Август желто-красный. Тройка, март и четверг синие. Мой молодой человек пахнет зеленым цветом, так же как семерка и пятница. Суббота, воскресенье и число 24 варьируются от белого до желтого. Четные номера обычно теплых цветов, а нечетные – холодных". Гамбургская художница говорит об этом так, как будто это совершенно естественно. Для нее в этом нет ничего особенного. Многие любители музыки знают Аню Хуви: в восьмидесятых она была солисткой авангардной постпанковской группы Xmal Deutschland. Она всегда была синестетом. А когда человеку что-то привычно, он полагает, что и для всех остальных это норма.
Simple Minds спешат на помощь
"У меня всегда была плохая память, – говорит Аня. – Поэтому я часто предлагала другим участникам группы спеть красную или синюю песню. Они понятия не имели, о чем речь. Думали, что я несу какую-то чушь ". После многочисленных красных и синих репетиций наконец поступила помощь из неожиданного источника: "У нас и у группы Simple Minds в то время был общий менеджер. Они тогда были на пике. И однажды мне кто-то сказал, что их гитарист тоже синестет". Аня поговорила с Чарли Берчиллом и впервые узнала, что не только она так воспринимает мир. Это открытие подарило ей ощущение свободы и подтолкнуло ее к поиску других синестетов.
"Я выяснила, что это не редкость, а довольно распространенное явление", – говорит Аня. Согласно последним исследованиям, существует около 80 видов синестезии. Она обычно развивается в детстве. По всей вероятности, это наследственное качество. Аня не слышала о других подобных случаях у нее в семье. Но она не удивилась, когда подруга, тоже художница, сказала ей, что синестеты часто бывают очень креативными. Например, говорят, что однажды на репетиции Франц Лист (1811-1886) попросил музыкантов оркестра играть "немножко посинее". Если бы Аня была среди них, ее бы эта просьба не озадачила.
Как живопись изменила все
Впрочем, как знать? Возможно, тогда она не стала бы художницей. Одно дело – слышать цвета, другое – наносить их на полотно. Начав заниматься живописью, Аня в полной мере ощутила феномен синестезии. "Я обнаружила, что для меня музыка неразрывно связана с цветом. Это словно язык для выражения моего внутреннего голоса. Я наконец смогла изображать все, что творится у меня в голове". Судя по ее картинам, там происходит много интересного. Блестящие пятна и цветные пиксели складываются в восхитительные структуры, словно в калейдоскопе. Их можно трактовать по-разному, но это необязательно. "Каждый видит то, что хочет увидеть. А их истинный смысл я храню в секрете", – говорит с улыбкой Аня.
Не секрет, что Аня любит круги. Все ее произведения – одни лишь точки разных размеров и цветов. "Природа, бактерии, грибы, небо, вселенная: все это – точки, – добавляет она. – Для меня это бесконечность, непрерывные повторы и умиротворение". Постоянная повышенная стимуляция органов чувств – это интересно, но сопряжено с большими усилиями. "Я невероятно чувствительна, и хорошего в этом мало. Я осознаю абсолютно все, – говорит Аня. – Я смотрю под ноги, вижу жвачку на мостовой, и мне интересно, сколько их всего. Или я иду на пляж в Гамбурге и думаю, что красная галька слишком шумит. Видишь одно, потом другое, потом что-то еще. Как цепи, которые вас тянут то в одну сторону, то в другую. Мне надо находить возможность отключаться, иначе мне не сидится на месте".
Упорядоченный хаос
К счастью, Аня находит покой в живописи. Она создала и другие якоря в повседневной жизни: "Я постоянно что-нибудь сортирую, двигаю вещи, раскладываю их в определенном порядке". Это происходит, в основном, подсознательно. Аня приводит пример: "У меня недавно был в гостях один человек. Он посмотрел на одну из моих картин на стене, потом вдруг указал на стоящую перед ним вазу с фруктами и сказал: «Фрукты в этой вазе точно такого же цвета и точно так же размещены»". Аня старается упорядочить этот сенсорный вихрь, хотя она от природы немного склонна к суматохе. Она с готовностью это признает: "Среди всего этого хаоса и неразберихи мне все же удается создавать собственное ощущение порядка". Как супергерой, которому пришлось научиться контролировать свои суперсилы, Аня теперь в полной мере наслаждается доставшимся ей особым даром. "Мне нравится во всем разбираться. Как это работает? Какие от этого ощущения? Каково это на вкус? Если вдуматься, для меня это бесконечная игра".
Автор: Нико Крамер (Nico Cramer)
Фото: © Катарина Верле (Katharina Werle), © Тордис Ругеберг (Thordis Rueggeberg)