Пожалуйста, прокрутите
Диджей, музыкант и гурман
Беседа о дальних странах, экзотических блюдах и усталости.
Алекс Барк, основатель коллектива Jazzanova, рассказал, почему диджеи – новые гурманы. Мы поговорили о дальних странах, экзотических блюдах и о простой усталости.
Берлин, Кройцберг, Майбахуфер. Летним вечером в четверг мы встретились с Алексом Барком, главой известного на весь мир берлинского диджейского и продюсерского коллектива Jazzanova, чтобы поговорить о впечатляющей кулинарии. Для такой беседы, конечно, лучше всего подходит ресторан. Алекс предложил японский ресторан Life, открывшийся всего за несколько недель до нашего интервью. Он уже успел прославиться среди знатоков берлинской гастрономической сцены. Алекс знает это заведение и дружит с его владельцем, поэтому мы были уверены, что ужин нас не разочарует.
Успешные диджеи хорошо зарабатывают, поэтому они едят в дорогих ресторанах и автоматически становятся гурманами. Все верно, Алекс?
На меня эта теория не распространяется. Я стараюсь избегать клиентов дорогих ресторанов. Вместо того чтобы беседовать с сотрапезником, они не отводят глаз от тарелки: как собака, увлеченная мячиком (смеется). Дело в том, что диджеи постоянно путешествуют по миру. В конечном итоге автоматически начинаешь следить за тем, чтобы хорошо питаться. Это напряженная работа. Надо запасаться энергией.
Музыкальные коллективы тоже проводят много времени в пути, но их гурманами не считают.
У диджеев есть одно главное преимущество: мы работаем поодиночке, поэтому наши перелеты обходятся дешевле (смеется). В результате нам достаются более комфортные рейсы и отели, и угощение за кулисами не сводится к минимуму. В какой-то момент диджеи, особенно в нашей области, внезапно решили, что они хотят питаться в хороших ресторанах.
А Вы? Как Вы к этому пришли?
Я из ГДР, вырос в Восточном Берлине, где еда была практически побочным продуктом. Живот набит, ну и ладно. В молодости это не так важно, лишь бы чем-нибудь наесться. Я так жил много лет, обычный холостяк. А потом встретил жену, а она француженка.
Так все и случилось.
(смеется) Во Франции придают огромное значение еде, и каждый француз – ходячая винная энциклопедия. Все сразу знают, что к какой еде подходит. Мне это, конечно, нравилось, но не более того: я так думал, по крайней мере. Потом меня вдруг тоже стали считать знатоком вин. Имидж жены сказался и на мне. Обнаружился хороший побочный эффект: я стал интересоваться этой темой. Теперь я и в самом деле знаю больше, чем моя жена.
Если бы о Вас сняли фильм, он бы назывался "Алекс: гурман поневоле".
Я бы не сказал, что я гурман, потому что мне нравится есть дома. Моя жена прекрасно готовит. В гастрономической культуре мне больше всего нравится социальный аспект: возможность видеться с людьми. В процессе начинаешь узнавать об этом больше.
Получается, что встречаться с людьми за трапезой и обсуждать еду – в некотором роде все равно что смотреть пластинки и говорить о делах в музыкальном магазине.
Безусловно. Конечно, можно заказывать все пластинки в Интернете: это легко и быстро. Потом сидишь дома, у тебя две тысячи альбомов, все блистательные, а поговорить об этом не с кем, у музыки нет аудитории. С едой, я считаю, та же ситуация. Может быть, обед удался на славу, но рано или поздно начинаешь думать: лучше выйти из дома, поесть в хорошей компании, с теми, кто ценит кулинарное искусство и, возможно, готов поделиться интересными идеями на эту тему.
Вы, наверное, часто встречаете таких людей в поездках?
Всегда находится кто-нибудь, кто говорит: вы в Испании, надо пить вот это вино. А теперь в Италии, попробуйте вот это. В каждой деревне лучшее вино, лучшее оливковое масло. Соглашаешься, пробуешь, потому что мне нравится работать с приятелями. Последние 20 лет я кручу пластинки, в основном, для одних и тех же людей. Это японская традиция: работать с промоутером и помогать ему, потому что все строится на взаимопомощи.
«И вот ты сидишь в центре этой параллельной вселенной».
Вы, похоже, неравнодушны к Японии. Вы даже предложили встретиться в этом японском ресторане.
Там можно пойти в любой ресторан, будь то забегаловка или ультрамодное заведение, и фоном будет играть какой-нибудь потрясающий джаз. Слушаешь и думаешь: жаль, что не я это написал. И к еде они относятся не менее серьезно, чем к музыке. Они по сей день уважают старые традиции. Сидишь в окружении этой потрясающей культуры, в этой параллельной вселенной, и тебе подают на завтрак сброженные бобы натто, и ты думаешь: "Я с этим и в обед бы не справился". Вот это жизнь!
Разные страны, разные обычаи: иногда требуется проявлять осторожность?
В любой части мира, если соблюдать простые принципы вежливости и уважения, обычно проблем не возникает. Диджеи немного изолированы. Мы окружены людьми, похожими на нас. Чтобы выйти из-за вертушки, требуются усилия. Потом внезапно обнаруживаешь интересные вещи, узнаешь, что и как происходит в этом незнакомом мире.
Кухня каких стран нравится Вам больше всего?
Я большой любитель Индонезии, особенно китайской кухни, которая там повсюду. Я провел год на Реюньоне, маленьком острове в Индийском океане. Еда там необычная, но очень вкусная. Настоящее смешение культур: французской, индийской, китайской, африканской, креольской и местной. Невероятно, как там все смешивают на сковородке, и получается нечто изумительное.
«Когда мы приглашаем гостей на обед, они просят приготовить это блюдо.»
Что это такое?
Деликатес под названием Rougail Saucisse: копченая колбаса с особой смесью приправ. Пальчики оближешь! Моя жена научилась его готовить, когда мы были на острове Реюньон. Когда мы приглашаем гостей на обед, они просят приготовить это блюдо. Это, конечно, не изысканная кухня. Такая еда постепенно начинает пропадать. Это неудивительно: люди сегодня меньше занимаются физическим трудом и поэтому предпочитают более легкую трапезу.
Кстати, о переменах: Вы, как и прежде, постоянно в пути?
Взлет Jazzanova пришелся на середину 90-х годов. Тогда, конечно, времена были безумные. Но я и сейчас уезжаю каждые выходные. Это замечательно: мне нравится крутить пластинки, проводить время в клубах, общаться с людьми посредством музыки. Но, признаюсь, в моем возрасте поездки начинают утомлять. Завтра, например, мне надо будет встать в шесть утра, чтобы лететь в Словению. Поспать после выступления не удастся: сразу пора ехать в Хорватию, там днем будет фестиваль. За последние 20 лет у меня накопился огромный дефицит сна. Поставьте меня в угол, и я мгновенно отключусь. К сожалению, тут даже самая вкусная еда не поможет.
Автор: Нико Крамер (Nico Cramer)
Фото: © PR, © Холгер Талински (Holger Talinski)